Нужен ли вам патент на методику

Что такое патент и что он дает
Допустим, вы специалист, например, косметолог, психолог, логопед, массажист, репетитор и т.д., вы разработали уникальную методику и думаете о получении на нее патента. Нужен ли он вам? Давайте разберемся.

Какие основные мотивы лежат за получением патента?

    Это:

    • получение легальной монополии на использование методики, запрет другим ее использовать или получение возможности предоставления лицензии
    • повышение ценности бренда

    Что такое патент и какая логика стоит за системой патентования?

      Общество заинтересовано в техническом прогрессе, а для этого нужно поощрять изобретателей. Но чтобы изобретатели были заинтересованы не только изобретать, но и делиться с обществом изобретениями, была разработана такая система, что изобретатель раскрывает обществу всю суть своего изобретения, а общество в обмен предоставляет ему легальную монополию на определенный срок с тем, чтобы изобретатель смог получить экономическую выгоду от своего изобретения.
      Собственно, здесь и лежит ответ. Патентуя свою методику, в заявке вы ее максимально раскрываете, если вы получаете патент, то он становится доступным публике вместе с описанием вашей методики. Соответственно, любое лицо может ознакомиться с ее воспроизвести.
      А дальше появляется вопрос контроля. Когда патент выдан на изобретение, которое используется в товаре, то у правообладателя есть возможность пресекать нарушения, мониторя рынок товара, делая контрольные закупки. Но если вы косметолог в Москве, то вряд ли вы поймаете за руку косметолога во Владивостоке, который работает по вашей методике.
      Таким образом, если патент нужен вам для личного бренда - то нет проблем, получайте патент (насколько это реально сейчас не обсуждаем, разумеется, к изобретению предъявляются требования и все подряд не патентуется). А если вы хотите получить монополию, монетизировать вашу методику - то это не ваш метод.

      Какими тогда средствами можно защитить свои интересы?

      • режим секрета производства (ноу-хау). Вы должны содержать их в секрете, если работаете не в одиночку - предпринимать явные действия для сохранения их в секрете: ограничение доступа, заключение соглашений о неразглашении, введение режима коммерческой тайны и т.д.
      • регистрация товарного знака. Вы можете зарегистрировать товарный знак как личный в виде своего имени и фамилии, так и не ассоциирующийся с вами напрямую (разумеется, также и оба). Таким образом, если вы стали известны и косметолог во Владивостоке в своей рекламе указывает "работаю по методу Марии Ивановой", "работаю по методу салона Ромашка", то вам будет и проще это отследить, и проще защищаться, даже в суд вы можете подать дистанционно и не ездить на заседания во Владивосток. Товарный знак дает вам и такие инструменты как лицензия и франшиза. К слову, при сильном бренде можно думать и о патенте, если это имеет экономический смысл: использование вашего метода без бренда не будет иметь экономического смысла.