Во франшизу с открытыми глазами

Что это такое, что учесть, что должно быть в договоре
Франшиза считается одним из самых удобных способов попробовать себя в бизнесе, т.к., по сути, вы получаете обкатанный на практике бизнес процесс и право использовать бренд с уже наработанной репутацией.

Юридически предоставление франшизы оформляется заключением договора франчайзинга, в российском праве он называется договором коммерческой концессии.

Итак, в соответствии с Гражданском кодексом, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

По сути, смысл договора коммерческой концессии состоит в том, что франчайзер вашими руками развивает свой бренд на территории, предоставляя вам взамен бренд с репутацией и свои опыт и экспертизу. Но поскольку от вашего исполнения зависит репутация бренда все, что касается поддержания этой репутации, будет жестко контролироваться договором. Также франчайзер, передающий вам свои нематериальные блага не заинтересован в том, чтобы вы научились, создали клиентский поток, а потом на той же территории открыли свой независимый бизнес: поэтому в договоре будет соглашение о неконкуренции.

Разумеется, перед заключением договора нужно тщательно изучить репутацию и опыт франчайзера:

  • профиль франчайзера: как давно он зарегистрирован и работает, находится ли в каком-нибудь из негативных реестров, какие судебные разбирательства ведет
  • как давно зарегистрирован товарный знак
  • профиль бизнеса: как давно ведется бизнес, сколько собственных точек и как долго, отзывы в интернете, собственные впечатления
Что касается юридического оформления отношений, то вы должны досконально изучить договор и понимать:

  • какой коммерческий опыт вам передается. Понятно, что до заключения договора и принятия обязательств о неразглашении, содержание ноу-хау, коммерческого опыта и т.д., вам их не раскроют. Но вы вправе попросить раскрыть вам перечень таких объектов, нормальной практикой является раскрыть часть какого-либо процесса для демонстрационных целей. Если в договоре указано, что вам передается некая абстрактная «информация о ведении бизнеса», то вам могут передать брендбук сомнительной ценности, а расторгнуть договор вы не сможете
  • обязательна передача права на товарный знак/знак обслуживания
  • предоставляется ли вам эксклюзив на территорию. Настоятельно рекомендую настаивать на эксклюзиве, иначе вы окажитесь в положении владельцев пунктов выдачи заказов известного интернет-магазина, отношения с которыми очень напоминают коммерческую концессию, но оформлены как услуги и в силу отсутствия условия об эксклюзивности пункты выдачи заказов все открываются, а выручка их владельцев падает
  • сдает ли вам франчайзер в аренду помещение, оборудование, зависит ли судьба этих договоров от основного договора коммерческой концессии (не останется ли на вас аренда после выхода из договора)
  • что вам предоставляет франчайзер: поддержку менеджера, подключение к ПО, маркетинговая поддержка и т.д.
Также нужно понимать, что договор франчайзинга скорее всего содержит крайне жесткие требования к ведению бизнеса, поддержанию стандартов бренда, нарушение которых может служить основанием для расторжения договора. Если вы заключаете договоры на несколько точек, то договоры могут содержать условия о так называемом «кросс-дефолте», что означает, что расторжение одного из договоров является основанием для расторжения всех остальных.

Кроме того, договоры коммерческой концессии содержат множество значительных штрафов за нарушения со стороны франчайзи, например, невоздержание стандартов, непредоставление отчета, недопуска к информации о продажах и т.д. Здесь порой суды идут навстречу франчайзи и исходя из серьезности допущенного нарушения могут снизить размеры штрафа. Вместе с тем, суды признают и взыскивают значительные штрафы за нарушение обязательств о неконкуренции, в том числе, если бывший франчайзи занимается конкурирующим бизнесом после расторжении договора коммерческой концессии.